В 2017 году документ успел пройти первое чтение. Его рассмотрение депутаты Госдумы готовы были начать сразу после выхода с каникул, однако авторы законопроекта попросили отсрочку для доработки, сообщила председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Она отметила, что законопроект уже претерпел изменения. В первоначальной версии ресурсоснабжающая организация могла отказать собственникам жилья в переходе на прямые договоры. Теперь же перечень оснований для отказа установит правительство, что сократит число необоснованных отказов.
Отрезать управляющие компании (УК) от коммунального денежного потока предложил в середине декабря президент Владимир Путин. По его словам, проблема в том, что УК собирают деньги за коммунальные ресурсы, но не всегда вовремя и полностью расплачиваются с поставщиками.
Новая система позволит перечислять плату за ресурсы напрямую поставщику. Инициировать переход на новый механизм может поставщик или потребитель. В документ при доработке были также внесены поправки, ужесточающие ответственность УК за выставление двойных квитанций при переходе потребителей на прямую оплату ресурсов.
Внимательные потребители и сегодня могут получить от УК половину излишне начисленной суммы
Если дом перешел на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, то УК может начислить платежи за ресурсы только в составе общедомовых нужд, прокомментировал эксперт Высшей школы госуправления Центра передовых технологий РАНХиГС Игорь Кокин. Он отметил, что если УК начисляет платежи за те же ресурсы, за которые потребители рассчитываются напрямую с поставщиками, то налицо факт мошенничества.
Хорошую собираемость платежей сейчас демонстрируют ресурсоснабжающие организации, которые уже используют прямые расчеты с потребителями. Это электроснабжающие компании по всей стране и газоснабжающие организации в ряде регионов. Это говорит о том, что и по другим платежам можно добиться хороших результатов, переведя их на новую систему оплаты.
Хованская сообщила, что в ближайшее время предельный индекс появится не только у коммунальных услуг, но и у жилищных. По поручению президента правительство должно принять меры, сдерживающие необоснованный рост платы за содержание жилого помещения, за содержание и текущий ремонт общего имущества и ресурсы, потребляемые при его использовании. Эти меры должны быть разработаны до 31 марта.
С 2018 года собственники уже могут отстаивать свои права при завышении платежей с помощью новой нормы. Для этого потребитель, обнаружив в квитанции завышенные суммы, должен направить в адрес УК письменное заявление о выплате штрафа. Если факт завышения подтвердится, УК обязана выплатить внимательному потребителю половину от сверх начисленной суммы в течение двух месяцев. Избежать этого компания может, устранив нарушение до обращения потребителя или же доказав, что неправильная сумма появилась в платежке по вине владельца жилья.
Считаю, что переход на прямые договора с ресурсниками, как уже давно есть с Мосэнергосбытом лучше, чем через посредника (ГБУ), хотя я слышал от наших жителей и обратное мнение. Это те, кто не хочет заморачиваться с платежками и кому не интересно сколько и кому он платит.
Но у ГБУ остаются «Содержание и ремонт» и остальная «мелочь: радиоточка, антенна, запирающее устройство и с ними тоже надо разобраться. Во первых по этим статьям должен быть в ГБУ отдельный счет на каждый дом, а не общий котел. Тот отчет по домам, который ГБУ отсылает на московский домовой портал, «мутный» и требует квалифицированного анализа. К сожалению во многих МКД эти вопросы мало кого волнуют, почему и нет настоящих Советов и Председателей.
Вот не надо про Советы и председателей — есть собственники жилья, которые САМИ должны следить за своим имуществом и оплатами. Совет — это общественная структура, которая только информирует жильцов (её работу никто не оплачивает). Мне прислали квитанцию — в два раза выше по сумме. Пошла в МФЦ — там извинились и сказали — техническая ошибка: ничего себе ошибка в 6тр.! И никаких комментариев.