Наш активист, житель Бутырского района, Герман Щиповский, поднял вопрос о необходимости оказания помощи такому историческому объекту нашей истории и нашего района, как Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Вот его статья:
«Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской Слободе.
Проезжая по Бутырской улице от Савеловского вокзала в область, мы видим чудесную шатровую колокольню середины 17 века. Это колокольня Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской Слободе.
Мало кто знает, что за офисным зданием, за колокольней, находится один из красивейших православных соборов России. Правильно было бы написать то, что от него осталось.
История
Первый известный деревянный храм на этом месте построил в своих владениях боярин Никита Романов, последний представитель не царственной ветви Романовых. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен в деревне Бутырки на Дмитровском тракте, после чего и село стало называться Рождественским.
Бутырский полк
В 1646 году село отошло к казне, а в 1682 году там поселились солдаты 2-го Московского выборного полка солдатского строя.
Это был старейший из регулярных полков в России, сформированный в 1642 году по указу царя Михаила Фёдоровича. По названию слободы полк получил имя Бутырского.
В Бутырском полку число офицеров достигало 43, а нижних чинов до 1200. Солдаты поселились в Бутырской слободе в устроенных от казны дворах, и им было предоставлено право на отведённой земле разводить огороды, заниматься различными промыслами, держать лавки и другие торговые заведения, не платя торговых пошлин.
В 1682-84 годах в слободе строится большой соборный храм в честь окончания тяжёлой войны с Османской империей и Крымским ханством. Как и предшествующий деревянный, новый храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри разместилось полковое знамя 1680-х годов, трофейные знамёна шведов, турок, персов. На флаге полка был изображен Кентавр, который в последствии появился на гербе Бутырского района.
Описание храма
К двустолпному пятиглавому храму в стиле барокко с запада была пристроена широкая трапезная, вмещавшая 2 тысячи человек. На красной линии Дмитровской дороги высилась отдельно стоящая шатровая колокольня с проездными воротами. На втором ярусе колокольни поместили икону Спасителя (точную копию иконы со Спасской башни). По бокам от колокольни при храме были построены одноэтажные богадельни: справа мужская, слева женская.
Территория храма простиралась на целый квартал городской застройки. Рядом находилось Миссионерское Алтайское и Сибирское подворье. При подворье существовал магазин изделий сибирских монастырей, странноприимный дом, богадельня, музей, церковь Святой Троицы, приходская школа.
По декрету 1918 года весь комплекс был признан выдающимся произведением русской культуры, охраняемый государством и не подлежащий уничтожению.
Советская судьба
Богослужения в храме продолжались до 1920 года. Рассматривался вопрос о признании его кафедральным вместо Елоховского, но в 1935 году храм со всеми постройками передали заводу № 132 Глававиапрома, а в 1942 году здесь обосновался Московский машиностроительный завод «Знамя». Храм приспособили под цех, сломали главы, разбили внутреннее пространство на этажи, во внешних стенах прорубили новые окна и двери, а старые, наоборот, заложили. К храму осуществили обширную пристройку, а колокольню лишили шатрового завершения, обрубив её до второго яруса. В 1970 году сломали трапезную, и на её месте, между храмом и колокольней, построили высокий заводской корпус. Основной объём храма получил новый адрес, по Новодмитровской улице, проходящей позади завода. В результате статус памятника архитектуры остался только у остатков колокольни, сохранившей адрес по Дмитровскому шоссе. Только это и спасло её от окончательно уничтожения, но о ней речь пойдёт в конце.
За все годы советской власти храм ни разу не ремонтировался. Штукатурка со стен полностью осыпалась, обнажив фигурную кирпичную кладку. Видимые на снимке окна были прорублены в 1930-е годы. Над средним окном виден киот, в котором помещалась икона. Окна выступающих алтарных апсид были украшены замысловатой рамкой. Сейчас вместо этого окна прорублена дверь — главный вход в храм.
Таким храм дошёл до наших дней. При акционировании завода умудрились приватизировать и цех — храм.
Возрождение
Только в 2000 году храм передали верующим. Сейчас начаты работы по восстановлению корпусов оград. В здании самого храма, отсеченного от своей колокольни, покореженного, изуродованного, но не потерявшего былого величия, регулярно проходят службы. Высокий купол и красивейшие фрески видят только реставраторы, волонтеры и служащие храма, но надеемся, что когда-нибудь собор, построенный на средства защитников отечества, предстанет перед нами в полном своем величии.
Сразу за дверью лестница наверх, поражающая своим видом. Тут и там со стен глядят очищенные от побелки лики святых. Многие фрески были разрушены при строительстве лестницы и перекрытий.
От некоторых образов сохранились лишь фрагменты.
Восстановленный лик Святого Лаврентия Римского, архидиакона христианской общины Рима в III веке. Фреска почти не пострадала: лестницей была обрублена лишь часть левой стопы святого. Образ был нарисован на столпе — одной из опор сводчатого потолка. Справа за фреской видна поздняя деревянная перегородка.
Сохраним святыню для наших потомков!
Я призываю всех, кому не безразлична память о нашей великой истории, особенно офицеров, действующих и запаса, оказать посильную помощь в восстановлении храма. И было бы правильным, если бы современная элита Российской Армии взяла бы под опеку этот храм в память о наших великих предках!
Материалы и фотографии были предоставлены автором журнала “прогулки с дилетантом” — Андреем deletant.livejournal.com
Герман, большое Вам спасибо за прекрасный рассказ об этом удивительном Храме, сохранившим величие, красоту и наполненность своего пространство.
Небольшое уточнение по «деревне Бутырки»: бутырками называлась часть города, отдаленная от города. В Москве было 2 бутырки, наша и Симоновская слобода, где сейчас находится то что осталось от Симонова монастыря, а рядом значимая для русского воинства святыня, храм где покоятся Ослябя и Пересвет монахи-воины, герои Куликовской битвы.
Татьяна, спасибо за уточнение. Если у Вас есть что-то интересное по истории района, напишите для наших читателей. Желательно с фото.
Ни слова про осквернение храма французами в 1812г.
А также о контрибуции которую выплачивала (а может и сейчас выплачивает) Франция за это осквернение. А вот не целевое использование в Советское Время обязательно упомянуто.
Руслан, ждём Ваш исторический очерк!
Сохранение храма дело нужное.
Но важно и то, что вокруг него.
И Бутырский полк и Завод «Знамя»- это то , что связано с обороной и безопасностью Родины.
Видимо судьба этой точки на карте связана с защитой Страны.
И с благополучием района. Бутырский полк- каменный храм, лавки, богодельня. Завод «Знамя» -тысячи рабочих мест и всё что с ними связано.
От окончательного уничтожения в советское время колокольню спасла ещё и крепкая старинная кладка кирпичей — разрушить можно было только взорвав, а рядом стоит заводской корпус.